Краткая история ITIL

В 1980-х годах британское правительство поручило Центральному агентству по вычислительной технике и коммуникациям (CCTA) разработать общие принципы эффективного использования IT-сервисов в Великобритании. Так появились первые документы и были разработаны методики сбора и обработки «лучших практик» (best practices) в управлении IT-услугами. В конце 1980-х-начале 1990 вышла серия книг о том, как управлять IT-услугами и о взаимодействии IT-области с пользователями этих услуг. Эта библиотека книг и была названа Библиотекой инфраструктуры информационных технологий или ITIL (the IT Infrastructure Library). В дальнейшем CCTA было объединено с Государственной торговой палатой или OGC, которая и стала владельцем библиотеки ITIL.

ITIL, по сути, представляет собой набор публикаций, содержащих рекомендации по предоставлению качественных услуг, а также процессов и компонентов, необходимых для их поддержки. Основная цель ITIL - продвижение современных знаний и обмен опытом в области.

Основная особенность ITIL - организация Управления услугами в виде совокупности процессов. В 1991 году после того, как мировое IT-сообщество заинтересовалось ITIL, был создан форум - IT Information Management Forum (ITIMF). Его целью стало объединение специалистов IT-области, обмен идеями и опытом. В дальнейшем название сменилось на IT ServiceManagement Forum (ITSMF). Сейчас этот форум объединяет в себе множество специалистов IT-области, и количество пользователей форума по всему миру растет ежедневно.

Следующая серия книг - ITIL v2 - появлялась с середины 1990 годов по 2004 год. Если первая версия содержала более 60 книг, то вторая - всего 9, а в третьей - 5. Основной целью второй версии стало описание процесса эффективной передачи услуги потребителю и уменьшение разрыва между IT-областью и бизнесом.

В 2004 году было начато второе обновление ITIL ввиду того, что появилось много новых технологий и принципиальных изменений в IT-области. Результатом стала ITILv3, уже более ориентированная на интеграцию ИТ и Бизнеса по модели «Поставщик – Заказчик».

В настоящее время ITIL символизирует собой целую индустрию, которая включает в себя:

  1. Фундаментальную информационную базу знаний в области Управления ИТ услугами во всем мире и отражает фундаментальные основы ведущих мировых практик в IT-области.
  2. Систему обучения ИТ специалистов «по ITIL».
  3. Систему сертификации ИТ специалистов. В Европе существуют два центра сертификации по ITIL - EXIN (Голландский Экзаменационный Институт) и ISEB (подразделение Британского Компьютерного Общества).
  4. ИТ Консалтинг - продвижением процессов ITIL и обучением занимается целый ряд компаний-консультантов в России: «Hewlett-Packard Consulting», "Ай-Теко", «IT-Expert», «Cleverics», «Tritec» и другие.
  5. Программное обеспечение для автоматизации работы ИТ служб «ITIL inside».
  6. Всемирное ITIL-содружество на базе множества форумов и сообществ.
Новые Старые